Киевская Пектораль 2011

Обзор

29 марта 2011

Текст Марыси Никитюк

В 19-ый раз в Киеве вручили театральную премию «Киевская Пектораль», сделав это современно, и даже изыскано. Не было ни традиционных украинских песен и плясок, ни подслащенных баритонов ведущих, ни самодеятельных номеров. В этом году, за исключением нескольких стихотворных эпизодов (с участием Богдана Бенюка), артисты театра им. Франко не сотрясали сцену патетическими ямбами и хореями.

Событие прекрасно украсила надрывная интеллектуальная хореография Раду Поклитару и очень уступающее ему, — но по-своему забавное, — представление выпускников академии эстрадно-циркового искусства им. Леонида Утесова. Это было стильно: ничего лишнего, ничего фальшивого, ничего старомодного — награждения перемежались чувственными и нервными хореографическими зарисовками.

Наталья Сумская — лучшая актриса сезона в спектакле «Грек Зорба» Наталья Сумская — лучшая актриса сезона в спектакле «Грек Зорба»

На этот раз 20 экспертов (театральные критики) сделали вполне объективный выбор лауреатов. Единственным спорным моментом было вручение Пекторали в номинации «лучшая сценография» Сергею Маслобойщикову за его унылый спектакль «Буря» в театре им. Франко, тогда как в этой же категории был сценографически уникальный спектакль Влада Троицкого «Эдип. Собачья будка». Вся постановка «Эдипа», возможно, и не претендует на награды, но оригинальная, и семантически, и технически организация сценического пространства — того стоит без сомнений. Это решение экспертного комитета Пекторали было не объективным и не красивым. К тому же, из оглашенного в преддверии Пекторали списка номинаций, были зачем-то выброшены три из них: за лучшую мужскую и женскую роль второго плана и за лучшее пластическое решение.

«Счастье» Андрея Билоуса стало лучшим камерным спектаклем сезона «Счастье» Андрея Билоуса стало лучшим камерным спектаклем сезона

С остальным можно было вполне согласиться. Между спектаклем Андрея Билоуса «Счастье» в Театре на Печерске и постановкой Эдуарда Митницкого «Три сестры» (оба оказались в категории камерные спектакли) нашли изящный и справедливый компромисс, вручив Билоусу Пектораль «за лучший камерный спектакль», а Эдуарду Митницкому — «за режиссуру». Порадовало, и то, что в номинации режиссерских дебютов победил спектакль Павла Юрова «Депо северное» по пьесе современного русского драматурга Василия Сигарева «Фантомные боли» в театральной мастерской «Сузирья». Не порадовало то, что, в сущности, не было из кого выбирать: молодых режиссеров в Киеве практически нет.

«Пектораль» этого года продемонстрировала не только стиль, но и способность пережить собственный кризис. Возможно, театральной премии удастся вернуть себе былой авторитет, если, конечно, прекратится заискивание перед продукцией театра им. Франко (все-таки «Грек Зорба» не может быть лучшим драматическим спектаклем сезона), не будет вкусовщины и предвзятого персонализированного отношения к продукции отдельных (читай, не угодных) режиссеров.

Лауреаты:

— За лучший актерский дебют: Борис Орлов, спектакль «Счастье» Театр на Печерске

— За лучший режиссерский дебют: Павел Юров «Депо Северное» театральная мастерская «Сузирья»

— За лучшую музыкальную концепцию: Александр Курий «Три сестры» Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра

— За лучшее сценографическое решение: Сергей Маслобойщиков «Буря» театр им. Франко

— За лучший детский спектакль: «Про курочку Рябу» государственный академический театр кукол

— За лучший камерный спектакль: Андрей Билоус «Счастье» Театр на Печерске

— За лучшую женскую роль: Наталья Сумская, роль Гортензии в «Греке Зорба» театр им. Франко

— За лучшую мужскую роль: Анатолий Хостикоев за роль грека Зорба, театр им. Франко

— За лучший музыкальный спектакль: «Персы Тиресия» Театр оперы и балета для детей и юношества

— За улучшую режиссуру: Эдуард Митницкий «Три сестры» театр на левом берегу Днепра

— Лучший драматический спектакль: Виталий Малахов «Грек Зорба» в театре им. Франко.


Другие статьи из этого раздела
  • Зустріч на вході…

    Після дев’яностих років стали скорочувати працівників у моєму інституті. Мене скоротили в 1994 році, я пішла в центр зайнятості, і мені просто пощастило — мене взяли на роботу в театр. Я завжди була театралкою, дуже люблю театр! Я навіть з дитинства мріяла бути актрисою, співати, от начебто і збулася моя мрія
  • Інцидент «Київської Пекторалі». Пряма мова

    «Київська Пектораль» єдина театральна премія міста, яка відзначає найкращі роботи театрів, аткорів, режисерів, декораторів та ін. Але за час свого існування Премія себе дискретитувала, не в останню чергу тому що їй немає альтернативи і організатори разом з головним управлінням культури міста мають монополію на роздачу грошових заохочень. Навколо цієї Премії вибухало багато помітних і дрібних негараздів.
  • «Тиждень актуальної п’єси». Конкурс

    «Тиждень актуальної п’єси» оголошує про відкриття драматургічного конкурс для українських драматургів. Свої нові п’єси та короткі автобіографії можна присилати на адресу конкурсу ukrainplay@gmail.com до 1 жовтня 2011-го року. П’єси будуть розглянуті експертною колегією, до 5 жовтня буде сформовано список п’єс, які будуть рекомендовані молодим режисерам для підготовки читок. Фестиваль «Тиждень актуальної п’єси» проходитиме вдруге (проект стартував в травні 20011-го року під назвою «Тиждень української актуальної п’єси») з 22-го по 29 жовтня в театрах Києва.
  • Політичні маніпуляції театральної ляльки

    Після кожної вистави учасники Bread and Puppet Theatre випікають хліб та роздають його перехожим. Це не благодійна акція, а одна із засад філософії дешевого мистецтва, яку пропагують Bread and Puppet. Маніфест Cheap Art Philosophy набрав розмаху у 1982 році, коли став відповіддю на комерційне мистецтво, на противагу якому актори Bread and Puppet Theatre вирішили створювати свої вуличні спектаклі, які були би доступні для кожного, незалежно від соціального статусу чи заробітку

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?