Турецкий театр. Досье23 января 2012

Составлено специально для TEATRE театроведом и драматургом из Стамбула

Бильге Эммин

Государственные театры: В Турции есть национальные (государственные), муниципальные и частные театры. На общей театральной карте преобладает репертуарный театр. Главное управление Национального театра находится в Анкаре, а Национальный театр Анкары является — центр всего сегмента государственных театров. Кроме него существует еще 19 национальных театров: в Стамбуле, Измире, Бурсе, Адане, Трабзоне, Диярбакыре, Анталье, Эрзуруме, Конье, Сивасе, Ване, Газиантепе, Малатье, Эльзаге, Самсуне, Коруме, Зонгулдаке и Кахраманмараше.

Существуя за счет государственной казны, национальные театры придерживаются официального политического курса, являясь частью госполитики в области культуры. Правда, это не сказывается на их современной аудитории, которая очень разнообразна, и большую ее часть составляет молодежь, чего не скажешь о частных театрах, ценовая политика которых (билеты очень дорогие) сказывается на публике.

Муниципальные театры: Один из древнейших турецких театров — Стамбульский (есть еще Бакиркойский театр) муниципальный театр, который является еще и самым большим: насчитывает 10 сцен.

Частные театры: В Стамбуле существуют также частные коммерческие и некоммерческие театры. Именно в этом пространстве могут себя реализовать молодые режиссеры. В Театральной академии Турции не преподают режиссуру, поэтому, как правило, молодые люди очень долго работают помощниками режиссера в государственных театрах, прежде чем начать ставить самим. На частной территории шанс поставить спектакль предоставляется многим желающим.

К числу некоммерческих театров относится театр DOT, в репертуаре которого имеются постановки брутального британского направления «театра-вам-в-лицо». www.go-dot.org/

Спектакль Театра DOT «Панк-Рок» Спектакль Театра DOT «Панк-Рок»

Театр Оun Atolyesi, в котором по большей мере ставят произведения Шекспира. http://www.oyunatolyesi.com

Театр Кентера очень важный частный театр Турции, его основал Ыилдиз Кентер — один из лучших профессоров актерского мастерства. www.kentertiyatrosu.org

Театр Кеди www.tiyatrokedi.com

Театр Каре ставит более коммерческие пьесы, чтобы иметь больше зрителей.

www.tiyatrokare.com.tr

Эти и другие театры частного сектора обычно существуют на деньги конкретных спонсоров, билеты на их спектакли на порядок дороже, чем у государственных театров. Иногда финансирование приходит и с бюджета Министерства культуры, что зависит от проекта.

Направленность театра: В государственных театрах представлен классический, традиционный и современный репертуар. Но последним, по большей части, занимаются частные театры, такие как театр DOT, или, например, не государственные культурные организации по типу Гараж Стамбул. В нее входят компании из разных культурных сфер, здесь выступают множество коллективов современной музыки. www.garajistanbul.org/

Центр Galata Perform открыт для молодых режиссеров, драматургов, актеров, здесь постоянно проходят семинары по современной драматургии, которые проводят драматурги всего мира. www.galataperform.com

Драматургия: Репертуар турецких театров достаточно разнообразен. Например, в Стамбульском государственном театре есть постановки по Ирвину Шоу, Саре Рул, Ясмину Реза, Уильяму Шекспиру, Терезию Вальзеру, Робину Хаудону, Уильяму Уортону. Также в репертуаре есть имена турецких авторов: Цэзми Ерсодз (Cezmi Ersoz), Тунцер Куценоглу (Tuncer Cucenoglu). А в муниципальном театре Стамбула в репертуаре есть Уильям Шекспир, Эврипид, Хизер Раффо, Гарольд Пинтер, Жан-Поль Сартр, Жан Жене, Клаус Манн и т.д. Из турецких авторов: Озен Юла, Тунцер Куценоглу.

Современная же драматургия в Турции только развивается. Известны такие драматурги как Озен Юла и Муратхан Мунган.

Карагез: Традиционный турецкий театр теней Карагез до сих пор интересен публике. Его элементы часто используются в детских постановках для создания атмосферы. Государственные театры обязательно имеют постановки Карагез, а Стамбульский городской театр раз в год делает новый спектакль в этой технике.


Другие статьи из этого раздела
  • Коммуналка для Театра

    21 января 2011 года в Киеве, в  «Дворце Украина», презентовали новую театральную сцену для бездомных театров, и театров, которые ютятся на чрезвычайно малых квадратных метрах. Проект создан спонтанно без какой-либо государственной директивы, без особой поддержки, собственно, из необходимости, из безнадежности, из безысходности и на энтузиазме. Новую театральную площадку образовали в пресс-центре «Дворца», назвав «Малой сценой»
  • Осень 2010: Кукольники всего мира в Петербурге

    26 августа — 6 сентября в Санкт-Петербурге проходил Первый Всемирный фестиваль школ кукольников. Исчерченный водными каналами, как кровеносными сосудами, Санкт-Петербург причудливо отражает образы паяцев, арлекинов и уличных балагуров. Здесь витает дух литературных марионеток и театральных силуэтов, наполняя город таинственной атмосферой Игры. Неслучайно именно Санкт-Петербург гостеприимно распахнул свои «руки-мосты» для встречи необыкновенных гостей — кукольников.
  • Польский современный театр — голос общественности

    Мацей Новак — директор Института Театра — центра театральной жизни Польши, где собирается вся информация о польском театре, и разрабатываются программы по его распространению заграницу. Мацей Новак — театральный критик и редактор — работал в таких изданиях как  «Театральный гонец», «Театральное движение», возглавлял отдел культуры «Газеты Выборчеи», шесть лет  (2000–2006) был директором и художественным руководителем одного из самых известных современных театров Польши «Театра Выбжеже»
  • Мілена Богавац про сучасну сербську драматургію

    Як генерація письменників ми з’явились у таких обставинах і вирішили не погоджуватись зі статусом кво. Мая Пелевич, Мілан Маркович, Філіп Вуйошевич і я згуртувалися в рамках проекту розвитку і промоції нового драматичного писання, який деякий час відбувався при Народному театрі в Белграді. Очолював цей проект драматург Мілош Кречкович, а співпрацювали з проектом багато драматургів, режисерів і літературних менеджерів. «НАДА» (НовА ДрамА) пропонувала майстерні розвитку драматичного тексту, методологічно засновані на принципах лондонського театру «Роял Корт».

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?