Немного Бродского в Театре на Подоле15 марта 2010

Текст Марыси Никитюк


Когда просыпаются Поэты…

Спектакль: «Люксембургский сад»

Режиссёр-постановщик — заслуженный артист Украины Игорь Славинский

Сценография — Мария Погребняка

Художник по костюмам — Нина Руденко

В ролях: Виктория Булитко, Анна Тамбова, Василий Кухарский,

Максим Грубер, Анна Андреева

В Театре на Подоле, в его уютной камерной части, той, что на Андреевском спуске, Игорь Славинский, режиссерствующий актер этого театра, создал красочный эмоциональный спектакль-феерию, соединив стихи Иосифа Бродского и популярные песни о любви. В результате получилась своеобразная театрализованная фантазия в стихах на тему Парижа, гуляя по которому лирический герой «Двадцати сонетов к Марии Стюарт», хмельной русский поэт, забредает в Люксембургский сад, где встречает статую печально известной шотландской королевы.

Пылкий поэт (Василий Кухарской) набрасывает на каменную Марию Стюарт (Анна Андреева) свой пиджак. Фото Театра на Подоле Пылкий поэт (Василий Кухарской) набрасывает на каменную Марию Стюарт (Анна Андреева) свой пиджак. Фото Театра на Подоле

«Двадцать сонетов» И. Бродского интеллектуальны, эмоциональны и даже чуточку грубы, в них эпатажная развязность тона и язвительность образов прекрасно контрастирует со строгостью сонетной формы. Горькая, даже жесткая любовная лирика сонетов исполнена ироническими аллюзиями на произведения Пушкина, Блока и Шиллера.

Игорь Славинский неоднократно ставил спектакли на стихи русских поэтов: Марины Цветаевой — «Любви странные туманы», Осипа Мандельштама — «Шерри-бренди» (Театр на Подоле), Булата Окуджавы — «В барабанном переулке» (театр «Сузір’я»). Как режиссеру ему присуща сценическая мягкость и романтизм, возможно, поэтому поэзия на сцене ему удается хорошо, как никому. Стоит заметить, что Славинский сегодня чуть ли не единственный постановщик в Киеве, работающий с поэтическими текстами.

Едкий цинизм поэта-повесы в бравурном исполнении Василия Кухарского сглажен легким флером романтизма и французским шансоном в исполнении Виктории Булитко и Анны Тамбовой. Девушки, играя роли шансонье и городской сумасшедшей, вместе с другом поэта в исполнении сдержанного Максима Грубера, становятся фоном любовной истории между героем и ожившей благодаря его стихам статуей Марии Стюарт.

Виктория Булитко и Анна Тамбова дружно распевают шансон. Фото Андрея Коротича Виктория Булитко и Анна Тамбова дружно распевают шансон. Фото Андрея Коротича

Королева Шотландии, величаво ступает по узкой, похожей на подиум, дорожке меж рядов зрительских стульев, исполняя песню I am still a queen. Дальше спектакль, начавшийся кафешантанным распевом французского шансона, превращается в стихийное действие, в котором поют на русском, английском, французском, читают стихи Бродского, дерутся, оскорбляют, мирятся и все это без привычных нам реплик. Песни и стихи выступают в этом спектакле в роли драматического текста пьесы. И в ответ на какой-то резкий отрывок из «Двадцати сонетов» можно услышать невероятно трогательную песню о любви.

Анна Тамбова в роли забавной городской сумасшедшей. Фото Андрея Коротича Анна Тамбова в роли забавной городской сумасшедшей. Фото Андрея Коротича

Максим Грубер, друг поэта, тоже изъясняется стихами и песнями Максим Грубер, друг поэта, тоже изъясняется стихами и песнями

Этот яркий, красивый, живой спектакль-эмоция дарит то, что не всегда может дать драматический текстовый театр — отдохновение в лирике. С одной стороны, это легкий песенный жанр, слегка инфантильный, если вспомнить фабулу: шансонье, городская сумасшедшая, поэт, его друг и статуя шотландской королевы до утра бегают по Люксембургскому саду, поют песни, объясняются в любви, а потом неизбежно засыпают. С другой стороны, этот мюзикл дарит зрителю яркое переживание любви, обновляя и возрождая его. Когда поэт проснется, то его Мария Стюарт по-прежнему будет каменной. Только та любовь — любовь, которая не случилась, а что могло случиться между русским поэтом и статуей шотландской королевы в парижском саду? Этот печальный диссонанс — самое чистое качество любви в ее невозможности — тонко и красиво запечатлено в спектакле Игорем Славинским.

Мария Стюарт - ожившее величие. Фото Андрея Коротича Мария Стюарт - ожившее величие. Фото Андрея Коротича

Мари, теперь в Шотландии есть шерсть
(все выглядит как новое из чистки).
Жизнь бег свой останавливает в шесть,
на солнечном не сказываясь диске.
В озерах — и
по-прежнему им несть
числа — явились монстры (василиски).
И скоро будет собственная нефть,
шотландская, в бутылках
из-под виски.
Шотландия, как видишь, обошлась.
И Англия, мне думается, тоже.
И ты в саду французском непохожа
на ту, с ума сводившую вчерась.
И дамы есть, чтоб предпочесть тебе их,
но непохожие на вас обеих.


Другие статьи из этого раздела
  • Творчий вечір Ади Роговцевої

    8 вересня столичний театр «Сузір’я» відмітив свій двадцять п’ятий — ювілейний — театральний сезон, урочисте відкривши його творчим вечором Ади Роговцевої
  • Печальная сказка для богатых. Или печальная сказка о богатых…

    Одного из самых популярных режиссеров Европы, художественного руководителя берлинского театра «Шаубюне», казалось невозможным зазвать ставить в Москву. Во всех интервью Остермайер отвечал, что русского не знает, а ставить в таком случае не считает возможным. Вместо этого он привозил в Россию свои лучшие спектакли: «Нору» Ибсена, «Женитьбу Марии Браун» и нашумевшего в Европе «Гамлета».
  • Театральна Біла Церква

    Перший Всеукраїнський фестиваль молодої української режисури пройшов у стінах Білоцерківського Київського академічного обласного музично-драматичного театру імені Панаса Саксаганського. Захід було присвячено 125-ій річниці з дня народження відомого українського режисера, драматурга й актора Леся Курбаса
  • Сергій Жадан в Івана Франка

    Книга «Гімн демократичної молодці» складається з шести історій, що відсилають читача до початку 90-х років: розпад СРСР, становлення першого бізнесу, гігантські афери й дрібні махінації на тлі виживання. Сергій Жадан розгорнув дію роману в місті своєї юності — в Харкові. За основу п’єси письменник взяв сюжет новели «Власник найкращого клубу для геїв» — це історія трьох компаньйонів, які, «аби заповнити вільну нішу в бізнесі», раптом надумали відкривати гей-клуб у Харкові.
  • Толерантсвующая оргия и бельгийские кокетки

    Когда спектакль, а, точнее, постмодернистский перформанс «Оргия толерантности» бельгийского художника, скульптора, режиссера Яна Фабра закончился, чувства остались неопределенными. С одной стороны, смешно и забавно, а с другой — непонятно, так все-таки «за» или «против» констатируемой псевдотолерантности и общества потребления выступает Ян Фабр? Его постановка, состоящая из этюдных эскизов на тему «типажи и штампы современного мира», скорее заставляет мило потешаться над «глупышкой-потребителем», нежели испытывать к нему отвращение.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?
Самые интересные видео можно найти здесь, кликнув по ссылке.