Тургенев по Фрейду24 января 2012

Текст Марыси Никитюк

Фото Геннадия

По традиции, название пьесы в Театре на левом берегу Днепра изменили. Был «Месяц в деревне» господина Тургенева, а вышло… «Высшее благо на свете» господина Билоуса.

В «Месяце» была типичная тургеневская элегия, граничащая с наивной сладковатой сентиментальностью, а в «Высшем благе» получилось море зловещей любви. Здесь все любят друг друга и все — не взаимно, а посему — воспламеняются, бьются в конвульсиях, сходят с ума, погибая от страсти.

По сюжету, в имение Натальи Петровны и ее мужа Аркадия приезжает студент Алексей Николаевич Беляев — заниматься с их малолетним сыном. У Натальи Петровны есть воспитанница — молоденькая Верочка и старый друг-воздыхатель — Ракитин. Обе дамы влюбляются в молодого учителя, который является довольно поверхностным типом, и не любит ни одну из них. А муж и Ракитин жестоко страдают от ревности.

Во втором составе спектакля роль студента Беляева играет мощный во всех смыслах Алексей Тритенко, который на фоне остальных тонко организованных невротичных персонажей являет собой нерефлексирующую грубую личность, берущую все, что ей нужно, не особо переживая о нравственном аспекте. Фрейдистская история получается в его брутальном исполнении: оказывается, всю эту нежизнеспособную интеллигенцию подминает под себя жесткая витальная энергия мужчины-завоевателя. Впрочем, и Наталье Петровне, оказывается, нужна грубая мужская сила, ее влечет прямолинейный альфа-самец, а не хозяйственный муж — Михаил Кукуюк или заикающийся интеллигент Ракитин — Александр Кобзарь. В невинном тексте был еще девятилетний сын Натальи Петровны, но в постановке режиссер упразднил его, очевидно, как фигуру для разыгравшихся страстей инфантильную и обременительную.

Дом Натальи Петровны, шаткий фундамент которого (а он являет собой лаконичную декорацию спектакля) не так сложно разрушить. Сиделка Лизавета влюблена в мужа Натальи Петровны — Аркадия, его мать все время твердит ему об отношениях жены с его лучшим другом — Ракитиным. Ракитин тоже страдает… потому, что зрит свою вину перед другом. И все вместе они — непрочный мир человеческих отношений, — фундамент которых почти всегда иллюзорен. И все было бы хорошо в постановке, если бы эта генеральная мысль не была погружена в омут сексуальной энергии, уже не первый раз захватывающий Андрея Билоуса.

Актеры честно пытаются жить в предложенных обстоятельствах, совершая немыслимые подвиги в рамках создания своих персонажей. Например, Александр Кобзарь тонко работает над образом Ракитина, глубоко воспроизводя и переживая чувства любимой женщины к недостойному мужчине. Он создает образ человека рефлексируещего и осознающего, что его мнущаяся интеллигентность мешает ему завладеть чувствами Натальи Петровны, сделав ее счастливой.

Правда, сама Наталья Петровна — односложна и прямолинейна, — режиссер снабдил героиню Анастасии Тритенко половой агонией, не дав ничего более. Та же проблема — отсутствие стоящего конфликта — у Ольги Лукьяненко, которая энный год подряд честно отыгрывает инфантильных девочек.

Целые тонны возможных смыслов режиссер отсек, отстаивая свою сексуальную волну. И в результате легкий, целомудренный Тургенев в интерпретации Андрея Билоуса приобрел мрачные, сладострастные черты Федора Михайловича Достоевского, поданного в эстетике Эдуарда Митницкого.


Другие статьи из этого раздела
  • Юная энергия классики или почти сумасшедшая «Женитьба»

    Агафью Тихоновну переселили на Оболонскую набережную в двухэтажный элитный особнячок, вручили ей две квартиры в центре и дачу под Киевом. Жевакина сделали не моряком, а певцом, эдаким Элвисом с заячьей губой и феерическими повадками. Яичница из коллежского асессора превратился в заместителя начальника налоговой службы, ему надели круглые очки кота Базилио, приталенную жилетку, пижонские штаны и снабдили несколько гейскими повадками. Словом, все персонажи — утрированные представители нашего «сегодня»
  • Почти как настоящие

    В канун Нового года в центре современного искусства им. Леся Курбаса в Киеве сыграли довольно интересную и неожиданную премьеру. И хотя воплощение на киевской сцене двух культовых женских фигур периода Третьего Рейха и Второй мировой ничего не предвещало, возможно, именно такое неожиданное появление «Марлени» ─ расшифровывающееся как Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь ─ привлекло к центру Леся Курбаса театральную общественность, отвоевав ее у предпраздничной суеты
  • ГогольFest 2010: особенности

    Вот уже несколько лет подряд киевский сентябрь был тождественен, прежде всего,  — ГогольFestу — яркому, едва ли не единственному стоящему культурному событию года. Осень. Киев. Гогольфест. Искусство. Радость. — Такова была ассоциативная цепочка. Но в этом году радость была омрачена: стало ясно, что Арсенал для фестиваля закрыт
  • 4 вистави камерної сцени Гогольфест 2014: El Funeral, «Стільці», «Гамлет.Вавилон», «Так, мій фюрер!»

    Театр провокативний. Театр революційний. Театр експериментальний
  • Андрей Май: «Люк Персеваль поблагодарил нас за честность»

    Откровения режиссера и гражданина, или ликбез по документальным спектаклям

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?